Становление Академии.
1990-1996 гг.
Для реализации основных принципов жизнедеятельности региона необходимо было в кратчайший срок переформатировать всю систему партпросвещения, а также в корне изменить парадигму подготовки управленческих кадров. Нужны были новые управленческие кадры - специалисты и управленцы рыночной экономики, требовались люди с новым мышлением, с пониманием современной ситуации. А их не было! И для того, чтобы они появились, нужно было их в кратчайшие сроки обучить. В то же время, была другая сторона медали - регион нуждался в людях с навыками организации обучения руководящих кадров.
Решение данных вопросов - необходимости новых управленческих кадров и организации их обучения высококлассными специалистами - стало центром внимания руководства Республики. В связи с этим был принят ряд организационных решений для реализации данных задач. Именно в этот период был образован Общественно-политический центр Коми обкома КПСС (в народе его прозвали Домом политпроса). Определиться с качеством человеческого потенциала региона, его устремлениями, понять социологический срез в кадровом, в образовательном, в общественно-политическом смыслах — всё это требовало подхода научного, системного и на много лет. Консультантом в Общественно-политический центр (ОПЦ) была приглашена к.филос. н., доцент Сыктывкарского госуниверситета Валентина Котельникова (будущий ректор Академии), имеющая 10-летний стаж работы в лекторской группе ОК КПСС и Всесоюзного общества “Знание”. Кроме того, Валентина Николаевна была известна в республике как активный участник демократических выборов и преподаватель философии (выпускница философского факультета Ленинградского госуниверситета) с достаточно передовыми взглядами.
В 1991-ом году принято решение о создании на базе ОПЦ Коми республиканского центра повышения квалификации и переподготовки кадров на принципах полного хозрасчета. Первый заказ ЦПК получил от председателя Верховного Совета республики Ю.А Спиридонова. Им была поставлена задача – дать членам Президиума азы знаний рыночной экономики, раскрыть особенности реформирования политической системы, а также сформировать навыки законотворчества.
В 1991-ом году работает творческая группа по разработке нормативных документов Коми кадрового центра: В.В. Грибанов, к.филос. наук, проректор Северо-Западного кадрового центра по международным и региональным праздникам; А.П. Беляева , зав.отделом социальных учреждений Управления делами Совмина Коми ССР; В.Н. Котельникова, к.филос.наук, директор Коми республиканского центра повышения квалификации и переподготовки кадров; В.Г. Антонов, зам.зав.отделом социальных учреждений Управления делами Совмина Коми ССР. Кардинальные решения были приняты в 1992 году.
3 февраля 1992 г. Постановлением Совета министров Республики Коми №46 «О мерах по подготовке руководящих работников и специалистов к управленческой деятельности в новых условиях» создан Коми республиканский межотраслевой кадровый центр при Совете министров Коми ССР. Уже в марте 1992 года получен региональный заказ на переподготовку и повышение квалификации госслужащих. Директором ККЦ была назначена Валентина Котельникова.
По сути штат Коми кадрового межотраслевого центра состоял из 3 сотрудников - директора Валентины Котельниковой, заместителя директора по учебно-методической работе Любовь Гурьевой и бухгалтера Валентины Кузьпелевой. Спустя месяц после образования ККЦ (в марте 1992 года) уже был получен региональный заказ на переподготовку и повышение квалификации госслужащих. В это же время заключен договор о совместной деятельности с Северо-Западным кадровым центром (СЗКЦ). В рамках договора осуществлен первый набор студентов на обучение в Сыктывкарское отделение СЗКЦ по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Работа Коми республиканского межотраслевого кадрового центра рассматривалась как основное республиканское звено общероссийской системы подготовки и переподготовки кадров для государственной службы в Коми СССР и была направлена на ликвидацию функциональной неграмотности руководителей и специалистов всех уровней власти и управления. (госслужащие имели высшее профессиональное образование по разным специальностям, но только 9.4 % имели юридическое образование, а специалисты управления-6.1%).
Основными направлениями деятельности межотраслевого кадрового Центра стали:
- обучение, переподготовка, повышение квалификации и оперативное консультирование управленческих кадров республиканских и муниципальных органов власти и управления, специалистов в области рыночной экономики;
- создание системы последипломного экономического и гуманитарного образования, а также подготовки и переподготовки преподавателей, в т.ч. в форме обучения и стажировки в зарубежных странах;
- развитие международных связей и налаживание сотрудничества с учебными, научными и иными образовательными организациями де мократических государств.
- организация экономического и правового всеобуча для населения и подготовка и переподготовка (адаптация к рынку) социально слабозащищённых категорий населения: безработных, имеющих высшее и среднее специальное образование, инвалидов, женщин, подростов, военнослужащих, уволенных в запас.
В рамках работы ККЦ была создана новая система обучения, разработаны такие технологии, которые позволили бы уже работающим в структурах власти и управления специалистам и руководителям оперативно приобрести некоторый стандарт управленческого минимума. Политология, основы государственного права, экономика и финансы, знание административной работы - методы выработки управленческих решений, руководство персоналом. Основная форма обучения на данном этапе – краткосрочные курсы повышения квалификации по 80 и 140-часовым программам.
ККЦ осуществлял также организационно-методическую и в определённой степени координационную работу по обеспечению политики Правительства в области переподготовки и повышения квалификации «действующих и новых управленческих кадров». Уже на данном этапе это была уникальная структура, в которой использовались те инновационные технологии, которые сегодня являются обязательными требованиями ФГОС высшего образования – это практикоориентированный характер, использование нетрадиционных форм и методов обучения, привлечение к учебному процессу не только известных учёных, но и высокопрофессиональных практиков, прежде всего это были известные руководители, как федеральных органов власти, так и региональных органах власти.
И это в условиях, когда была большая проблема – отсутствие преподавателей, учёных, которые занимались бы проблемами государственного устройства, государственного права, управления персоналом, и т.д, отсутствовали научные разработки этих проблем. Для решения данной проблемы руководство ККЦ совместно с Управлением Совета Министров Коми ССР заключило договоры с Северо-Западным кадровым центром, Межрегиональной корпорацией «Объединённые кадры» по созданию временных творческих коллективов для проведения цикла семинаров для руководящих кадров, а также оказания консультационных услуг, проведения выездных учеб. Была поставлена задача в течение 1992 года осуществить подбор и направление преподавателей вузов республики для подготовки и обучения по новым дисциплинам, предусмотренным программами переподготовки государственных служащих, как в ведущих вузах России, так и за рубежом.
Продолжение следует...